Цифровая грамотность — это способность эффективно ориентироваться и взаимодействовать в мире современных инфокоммуникационных технологий. Она требует спектра навыков, таких как уверенное пользование технологиями, создание цифрового контента и обмена информацией, а также защита персональныхданных и авторских, уникальных результатов. Цифровая грамотность включает в себя способность критически мыслить и решать проблемы, что позволяет людям принимать обоснованные решения в цифровой сфере. Это жизненно важный навык в современном мире, где технологии распространены повсеместно и влияют на все аспекты нашей жизни.
Цифровая грамотность позволяет людям быть информированными и заинтересованными гражданами, успешно участвовать в цифровой экономике и общаться с другими людьми намеждународной или глобальной арене. Высокий уровень цифровой грамотности имеет решающее значение для молодых людей, пытающихся добиться успеха в образовании и трудоустройстве, а также для взрослых учащихся, продолжающих образование и профессиональную подготовку. Несомненно, что это является незаменимым инструментом для личностного роста, развития карьеры и обучения на протяжении всей жизни.
Рост цифровой культуры и распространение практик потребления оказал мощноевоздействие на то, как данные используются в экономических целях. С ростом цифровой активности граждан компании и правительства получили доступ к огромному количеству пользовательских данных, которые можно использовать для маркетинговых исследований, разработки продуктов и даже политических кампаний. Это вызвало обеспокоенность по поводу конфиденциальности и защиты данных, в связи с чем были введены новые правила, такие как GDPR (Общий регламент по защите данных), для управления использованием личной информации. По мере развития цифровой экономики взаимосвязь между цифровой культурой, потреблением и экономической деятельностью будет продолжать определять методы работы предприятий и правительств.
Социально-гуманитарный и философский ракурсы исследования цифровой грамотности
Гуманитарные исследования обращаются к цифровой грамотности, основополагающим ценностям и делают предположения, влияющие на понимание технологий и взаимодействие с ними. В фокусе внимания находится воздействие технологий на индивидуальную и социальную идентичность, этические последствия использования технологий и потенциальные последствия технологического прогресса.
В социально-гуманитарном и философском ракурсе исследования поднимаются такие вопросы, как:
- Какие новые навыки и компетенции необходимы людям, чтобы ориентироваться в цифровом мире?
- Как можно обеспечить равный доступ к технологиям и цифровым пространствам? Какие потенциальные опасности таит в себе чрезмерная зависимость от технологий?
- Как зависимость человека от технологий влияет на все сферы человеческой жизни?
- Какими этическими соображениями должен руководствоваться человек при использовании технологий?
- Возможно ли цифровое общество и при каких условиях?
Тема цифровой грамотности остается актуальной в настоящее время на региональном, государственном и международном уровнях. Разработка междисциплинарного гуманитарного подхода к проблеме цифровой грамотности является ключевым аспектом, так как это позволяет решать актуальные вопросы о человеке и обществе, а также прикладные задачи, связанные с развитием страны.
В свете борьбы с пандемией проблема цифровой грамотности стала особенно актуальной. В течение длительного времени часть населения страны оказалась в режиме самоизоляции, обучение на всех уровнях образования, а также многие виды работ были переведены в дистанционный формат. Это привело к появлению острых вопросов у граждан: где можно реализовывать образовательную и другие формы деятельности, как обеспечить доступ к широкополосному интернету и как эффективно перевести деятельность из режима «оффлайн» в «онлайн».
Цифровая грамотность является ключевым аспектом в решении этих вопросов. Данная тема относительно нова в академическом пространстве. В основном, ее представляют исследователи из области педагогических наук, работы которых нацелены на решение практических вопросов, связанных с внедрением образовательного процесса в цифровую среду и поддержанием успеваемости обучающихся.
Однако, за этими прикладными вопросами стоят более фундаментальные, еще нерешенные вопросы, такие как определение цифровой среды и ее онтологического статуса. Также необходимо понимать, кто является цифровым субъектом и как связаны цифровой след и реальный субъект в цифровом пространстве. Эти вопросы имеют важное значение для понимания современной цифровой культуры.
Наш проект – междисциплинарное исследование цифровой грамотности направлено на решение конкретных региональных проблем. Одна из них – разработка методов безопасного использования цифрового контента студентами. Это включает понимание того, как избежать мошенничества и буллинга в сети. Тема грамотности в отношении мошенничества и буллинга актуальна не только для обучающейся, но и работающей молодежи.
Южный Урал – это мультикультурное и многонациональное пространство, в котором важно поддерживать диалог между представителями разных общностей. Идея цифровой грамотности здесь направлена на уважение к различным культурам и поддержание конструктивного диалога.
Исследование имеет научную новизну благодаря комплексному подходу к феномену цифровой грамотности и разработке конкретных методик и технологий для ее формирования. Оно предполагает решение как фундаментальных, так и прикладных задач.