• Мероприятия
  • Команда проекта
  • Цифровая грамотность
  • Контакты
  • Цифровая грамотность
  • Результаты опросов по проверке цифровой грамотности

Результаты опросов по проверке цифровой грамотности

В марте – мае 2022 года проведен сплошной опрос 12 292 обучающихся школ, ПОО 43 муниципальных образований Челябинской области и 1 972 студентов вузов г. Челябинска.

Объект исследования – цифровая грамотность обучающихся 9–11 классов общеобразовательных организаций, ПОО, студентов вузов, в т.ч. работающей молодежи Челябинской области.

Предмет исследования – современное состояние, проблемы цифровой грамотности и цифровой безопасности в интернет–пространстве обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций, ПОО, студентов вузов, в т.ч. работающей молодежи Челябинской области.

Цель исследования – cбор, анализ и обобщение информации, отражающей мнение обучающихся 9–11 классов общеобразовательных организаций, ПОО, студентов вузов, в т.ч. работающей молодежи Челябинской области, современного состояния, проблем цифровой грамотности и цифровой безопасности в интернет–пространстве.

Задачи исследования

  1. Оценить уровень владения IT–технологиями и сформированности цифровых компетенций обучающихся.
  2. Проанализировать понимание и значимость цифровой грамотности для обучающейся молодежи.
  3. Выявить наиболее актуальные в среде обучающейся молодежи цифровые параметры, цифровые платформы и частоту их использования в образовательном процессе.
  4. Выявить факторы, оказывающие влияние на цифровизацию в образовательной организации.
  5. Выявить наиболее актуальные в среде обучающейся молодежи каналы получения информации в виртуальном пространстве и уровни доверия к ним.
  6. Исследовать вовлеченность обучающихся в онлайн–коммуникацию в социальных сетях, в том числе сформированность навыков распознавания угроз виртуального пространства.
  7. Оценить эффективность реализации комплекса мер, направленных на повышение цифровой грамотности, и вовлеченности обучающихся в профилактическую работу в области противодействия деструктивного воздействия цифровой среды.
  8. Проанализировать сформированность у обучающихся алгоритма реагирования на деструктивные проявления.

Итоги исследования – Выявлено мнение обучающихся 9–11 классов общеобразовательных организаций, ПОО, студентов вузов, в т.ч. работающей молодежи Челябинской области по оценке современного состояния, проблем цифровой грамотности и цифровой безопасности в интернет–пространстве.

Уровень цифровой грамотности обучающихся Челябинской области

Понимание обучающейся молодежью Челябинской области содержания понятия «цифровая грамотность студента/обучающегося»

Основные каналы получения информации и особенности онлайн-коммуникации обучающихся Челябинской области

Намерение студентов и обучающихся школ, ПОО Челябинской области в будущем стать популярными блогерами

(в % от общего числа опрошенных и по каждой группе обучающейся молодежи)

Проблемы цифровой грамотности обучающейся молодежи

  • 1

    В более трети семей не обсуждается вопрос использования Интернета

    Также в каждой второй семье обучающихся школ и ПОО отсутствует в принципе какой–либо контроль со стороны родителей или других взрослых членов семьи относительно жизни подростков в Интернете и в большинстве таких семей не считают нужным этого делать.

  • 2

    Обсуждение правил поведения ребенка в Интернете с родителями

    Только каждый четвертый школьник и обучающийся ПОО в возрасте 14–15 лет обсуждает правила поведения в Интернете со своими родителями или другими близкими родственниками, а по мере взросления эта тема все реже поднимается.

  • 3

    Минимальный контроль поведения ребенка в Интернете

    Только в каждой третьей семье родителями или близкими родственниками осуществляется какой–то контроль поведения своего ребенка, еще реже такой контроль осуществляется в семьях студентов вузов.

    Причем, в большинстве случаев этот контроль минимален даже в семьях школьников, касается по большому счету только времени нахождения подростка в Интернете.

  • 4

    Мероприятия по повышению цифровой грамотности не проводятся

    Около четверти обучающихся всех образовательных учреждений, в т.ч. и вузов области, указали на то, что мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности обучающихся, не проводятся

    Столько же обучающихся затруднились в ответе на данный вопрос, что, скорее всего, свидетельствует о том, что респонденты не владеют информацией о наличии подобной практики в образовательном учреждении.

  • 5

    Мероприятия по формированию психологической безопасности проводятся с небольшим % учащихся

    Только 19,9% школьников и 12,7% студентов вузов указали, что с ними проводят мероприятия, направленные на формирование психологической безопасности (позитивного отношения к жизни, умения справляться с психологическими трудностями и др.) в виртуальном пространстве.

    Только 18,0% школьников, ПОО и 9,8% студентов вузов области участвовали в мероприятиях, направленных на обсуждение проблем буллинга и кибербуллинга и способов их решения.

    Еще меньше доля респондентов в каждой группе обучающейся молодежи, с которыми проводили мероприятия, направленные на обсуждение опасности криминальных субкультур, а также их пропаганду в виртуальном пространстве (17,0% и 8,8% соответственно).

Аналитические записки по результатам исследования цифровой грамотности молодежи и педагогов

  • Цифровая грамотность обучающейся молодежи и педагогов профессиональных образовательных организаций Челябинской области

Приглашаем в проект

Здесь мы делимся соображениями о цифровой эпохе, месте человека в новых реалиях, осмысляем проблемы и перспективы нашего существования в мире цифры

  • Мероприятия
  • Команда проекта
  • Цифровая грамотность
  • Контакты
© ЮУрГУ, 2023

Мы используем файлы cookie, для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом.
Если вы не согласны на их использование, поменяйте настройки браузера

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)»